все прекрасно, но не делится пополам (malinxi) wrote,
все прекрасно, но не делится пополам
malinxi

этнографический комментарий к решению Роспотребнадзора

Восточнославянскому фольклору с конца XIX в. известен такой на первый взгляд странный сюжет. Если человек в неурочное время встречает русалку, она задает ему вопрос: "Петрушка или полынь?" Если человек ответит: "полынь", то русалка разочарованно скажет: "сгинь" или  "прячься под тын" и убежит. Если же ответом будет "петрушка", русалка радостно крикнет: "Ах ты, моя душка!" -- и защекочет неосторожного (вероятно, до смерти).

До сих пор этнографы и фольклористы интерпретировали это поверье через призму представлений об апотропейных свойствах полыни (поскольку растениям с резким запахом в народной культуре приписывается свойство отгонять нечистую силу, которой, без сомнения, является и русалка). Однако только теперь можно понять глубинный смысл данного сюжета. Пролить на него свет помогает опубликованное сегодня (и широко обсуждаемое в блогосфере) распоряжение Роспотребнадзора о причислении петрушки к растениям, содержащим сильнодействующие наркотические и ядовитые вещества.

Как известно, некоторые наркотические вещества способны вызывать различные видения, в том числе касающиеся демонического мира. Неслучайно некоторые исследователи европейского Средневековья трактуют феномен "охоты на ведьм" эрготизмом, т.е. отравлением населения алкалоидами спорыньи (гриба, паразитирующего на пшенице и обладающего галлюциногенным эффектом, сродни эффекту от употребления ЛСД). Иными словами, систематически употребляя хлеб или кашу с примесью спорыньи, одни люди видели своих соседок в качестве ведьм, а другие, чья участь была более печальной, принимали участие (разумеется, иллюзорное) в шабашах.

Если вернуться к теме более близких нам русалок, выбор между "полынью" и "петрушкой", предлагаемый демонологическим персонажем, отнюдь не случаен.

Оба растения являются наркотическими. Полынь (Artemisia absinthium) в качестве изменяющего сознание средства была популярна в Европе (вспомним лица измученных и явно движущихся к деградации "любителей абсента" с полотен Дега или Пикассо). Об аналогичных свойствах петрушки (Petroselinum) нам не было известно до сего дня. Однако следует отметить, что поверье о вопрошающей случайного путника русалке фиксировалось в XIX в. прежде всего на территории Малороссии (о чем свидетельствуют записи собирателей украинского фольклора Павла Чубинского и Миколы Маркевича).

Возглавляющий Роспотребнадзор Г.Г. Онищенко (родившийся в Киргизской ССР, но носящий безусловно украинскую фамилию) не зря запретил петрушку, он благодаря генетической памяти поколений, безусловно, должен был знать соответствующее поверье и понимал, о чем на самом деле спрашивает русалка, какой лукавый выбор она предлагает.  А русалка, как и подобает демону, предлагает альтернативу между двумя злами: упаднический западный ад или языческое славянское глюколовство -- мол, выбирайте, православные. Это выбор между двумя наркотиками, между двумя, выражаясь языком современного мира, виртуальными реальностями, из которых славянская, быть может, для наших уже набивших оскомину на западном зле сограждан более привлекательна.

К слову сказать, время для запрета петрушки было выбрано правильно: Русальная (или Гряная) неделя, с которой восточные славяне связывают активизацию в человеческом мире русалок, наступит очень скоро, после Троицына дня (в этом году после 12 июня). Так что у всех более чем за неделю ознакомившихся с постановлением Роспотребнадзора есть возможность понять, что, встретив предлагающего полынь или петрушку демонологического персонажа, надо просто перекреститься и сказать: "Чур меня!"
Subscribe

  • грустное

    Вот читаю я жежешечку, а писать чем дальше, тем больше неохота. Потому что мелкое об "умном" все равно в Фейсбуке больше людей…

  • Собачка с дамой

    С Масленицы завалялось масленичное (а посему карнавальное в смысле переворачивания всего и вся) картинко, которое и публикую.

  • субкультурная фразеология

    Пристроилась тут в магазине в очередь за юношей, отнюдь не бледным, но со взором вполне горящим. Хвостик, фенечки, рюкзак, глаза -- как полагается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • грустное

    Вот читаю я жежешечку, а писать чем дальше, тем больше неохота. Потому что мелкое об "умном" все равно в Фейсбуке больше людей…

  • Собачка с дамой

    С Масленицы завалялось масленичное (а посему карнавальное в смысле переворачивания всего и вся) картинко, которое и публикую.

  • субкультурная фразеология

    Пристроилась тут в магазине в очередь за юношей, отнюдь не бледным, но со взором вполне горящим. Хвостик, фенечки, рюкзак, глаза -- как полагается…